Как защитить свои права потребителя?
Защита прав потребителей впервые получила законное обоснование еще в 1962 году. Однако до сих пор в сознании многих грани дозволенного во взаимодействии продавцов и покупателей размыты.
Astanagid.kz в лице рядового потребителя попытался разобраться в распространенных мифах о законах
Товар обмену и возврату не подлежит
Такие вывески можно встретить довольно часто, и, казалось бы, вопрос об этой опции тогда снят, однако действующее законодательство позволяет не следовать этому правилу магазинов.
«Покупатель вправе в течение четырнадцати дней с момента передачи ему непродовольственного товара, если более длительный срок не объявлен продавцом, обменять купленный товар в месте покупки или иных местах, объявленных продавцом, на аналогичный товар другого размера, формы, габарита, фасона, расцветки, комплектации
Совершенно другие обязательства продавцов перед клиентами появляются в случае покупки товара ненадлежащего качества. В первую очередь дело касается сроков. Бракованный товар можно обменять или вернуть за него деньги в течение двух лет. К тому же перечень исключений при возврате товаров надлежащего качества не имеет здесь силу. Вы можете со спокойной совестью требовать деньги за некачественное лекарство, порванные носки и хромое животное. Не имеет значения, сколько товар был в использовании, сохранилась упаковка или нет, насколько потерся и израсходовался — если он бракованный, то продавец обязан вернуть деньги по вашему требованию. Более того, вы вправе даже самостоятельно отремонтировать и потом потребовать от продавца возмещения своих расходов.
«Если на товар не установлен гарантийный срок или срок годности, требования, связанные с недостатками товара, могут быть предъявлены покупателем при условии, что недостатки в проданном товаре были обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи товара покупателю, если более длительные сроки не установлены законодательными актами или договором. Срок для выявления недостатков товара, подлежащего перевозке или отправке по почте, исчисляется со дня получения товара в месте его назначения.» (из статьи 430 ГК РК)
Стоит упомянуть и о том, что продавцы вполне справедливо могут требовать доказательства по приобретению товара именно в этом магазине. Поэтому стоит сохранять чеки или накладные. Однако в случае отсутствия документов, подтверждающих факт покупки, согласно статье 18 Закона о защите прав потребителя, это не лишает его права ссылаться на свидетельские показания в подтверждение факта заключения договора или его условий.
«Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт приобретения товара, не лишает его права ссылаться на свидетельские показания в подтверждение факта заключения договора или его условий.» (из статьи 18 ЗПП РК)
Что касается самих вывесок с надписью «Возврату и обмену не подлежит», то фактически они являются недействительными и не имеют никакую силу.
«Продавец (изготовитель) отвечает за недостатки проданного (изготовленного) товара и тогда, когда он не знал о них. Соглашение об освобождении продавца (изготовителя) от ответственности или об ее ограничении недействительно.» (из статьи 30 ЗПП РК)
Коммунальные услуги по количеству прописанных
Еще одним распространённым мифом является оплата за удобства в квартире по числу людей, зарегистрированных по этому адресу. На самом деле эта система не имеет никакого законного основания, количество зарегистрированных граждан к счетам в квитанциях не имеют никакого отношения. Вы можете оплачивать ком. услуги либо по счетчику, либо исходя из фактически проживающих.
Незалоговая недвижимость
Для многих потенциальных владельцев нового жилья очень привлекателен пункт в рекламе — «квартира незалоговая». Пытаясь отгородить себя от лишней волокиты, покупатели частенько становятся добычей мошенников. Сделка может впоследствии может оказаться недействительной и тогда шанс остаться без денег и без квартиры весьма велик. Поэтому покупать именно залоговую квартиру намного безопаснее. В случае покупки квартиры у банка,
Другая цена на выставочном образце
Случается такое, что на манекене у витрины магазина Вам может приглянуться симпатичная вещь по весьма привлекательной цене. Однако позже выяснится, что это был «выставочный образец», «не для продажи», или «на самом деле цена другая». Таким образом, продавцы пытаются уйти от ответственности, так как выставление товаров, демонстрация их образцов или представление сведений о продаваемых товарах (описание, каталоги, фотоснимки и тому подобное) в месте их продажи признаются публичной офертой. Вдумаемся в определение публичной оферты— «адресованное неопределённому кругу лиц и содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля оферента заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовётся. Лицо, совершившее необходимые действия в целях акцепта публичной оферты (например, приславшее заявку на соответствующие товары), вправе требовать от оферента исполнения договорных обязательств.»
Соответственно продавец обязан продать вам именно эту вещь исключительно по указанной цене. То же самое применимо в случаях, когда на ценнике одни цифры, а на кассе выясняется, что дороже — платить можете смело по той, что была указана на ценнике.
«Покупатель обязан оплатить товар по цене, предусмотренной договором, …» (из статьи 438 ГК РК).
*Материал статьи основан на действующем законодательстве РК
*В статье также использованы юридические консультации Михаила Кленчина, опубликованные на личной странице в facebook
Оставлять комментарии могут только зарегистрированые пользователи